Сегодня мы предлагаем вниманию сказку о «Музе Алеоне». Прочитать её можно уже детям от 5 лет. Хотя может быть и младшие дети её тоже воспримут. Главное – с какой целью читать. А цель у нас такая: научиться активно работать с Музами, чтобы сочинять самим или вместе с детьми маленькие стихи и песенки на заданную и свободную темы. Нам, взрослым, это кажется невероятным и невозможным. У детей таких границ нет. Поэтому им легче.
Работу начинаем с беседы и сказки.
Сначала попросите своего ребенка подумать и сказать: кто такие на его взгляд Музы, как они выглядят, что делают?
Затем почитайте им сказку, вот эту:
«СКАЗКА О МУЗЕ АЛЕОНЕ»
Жила-была добрая женщина. И было у неё двое детей: сынок Илюша и дочка Ариша. Были они ещё маленькие и потому мама каждый день им пела песенки, рассказывала добрые сказки. Она любила ходить с детьми в лес, садиться под кроной огромного развесистого дуба и слушать там пение птиц, шелест трав и листвы на деревьях, рассматривать жучков-паучков. Женщина была очень добрая и никогда никого не оставляла без помощи.
А в этом же городе жил очень злой и коварный торговец Трифон. Он продавал зверей и птиц, которых сам и ловил в лесу. Дома он держал несчастных животных и птиц в клетках, и заставлял птиц петь, когда им этого совсем не хотелось, зверей – показывать разные трюки, хотя им это было больно. Этот противный продавец очень хотел стать известным дрессировщиком. Но этого ему было мало: хотелось ему быть ещё музыкантом и поэтом. Он пытался сам сочинять музыку и стихи. Но у него ничего не получалось. Пошел Трифон к ведунье, которая жила одна в дальнем лесу и спросил: «Что нужно, чтобы сочинять самому музыку и стихи?» Ведунья знала ответы на многие вопросы и ему ответила:
- Надо подружиться с Музами!
- А кто это и где они живут?
- Это маленькие существа, как девочки-дюймовочки с крылышками, чуть больше мотыльков. Живут они на облачках, но любят прилетать в сады и леса. Спрячутся в листве и наблюдают за людьми. Музы приходят на помощь творческим людям, которые хотят стать поэтами и композиторами. Но помогают они только тем, кто своим творчеством несёт людям радость, добро и свет. А если они встречают людей жадных, злых, лживых, Музы улетают к себе домой и никогда не отзываются на их просьбы.
- А как же их увидеть?
- Увидеть дано не каждому. А вот поговорить можно. Позови: Муза, прошу твоей помощи, помоги мне сочинить стихи. И в твоей голове начнут появляться рифмы – только успевай записывать, да благодарить её не забывай.
Побежал домой завистливый дрессировщик, даже спасибо ведунье не сказал.
Дома сел за стол, взял бумагу и ручку: «Муза, немедленно приходи и помоги мне!» И стал ждать. За окном весело щебетали птицы, ветерок шелестел листвой, а Трифон ничего не слышал, только вздохи пленённых птиц и зверей. Тогда он побежал в лес. «Может, там Музы меня лучше услышат?» Сел под самый большой и раскидистый дуб. «Музы! Я пришел, диктуйте мне стихи и музыку!» И вдруг услышал тоненький смех: «Хи-хи-хи, посмотрите, какой неуклюжий, невоспитанный. Ещё хочет, чтоб ему помогали!» Злой торговец пригляделся и заметил в листве существо, чуть побольше мотылька. Это и была Муза! Она ещё немного посмеялась над завистливым дрессировщиком и улетела на своё облачко. Тогда Трифон решил поймать Музу во чтобы–то ни стало. Он сбегал домой за мелкой сетью, при помощи которой ловил птиц. Соорудил ловушку на том самом дубе и спокойно ушёл домой, решив вернуться за пленницей завтра.
А надо сказать, что эта Муза очень любила отдыхать в листве могучего дуба: здесь было прохладно и спокойно. И ещё её очень привлекало пение доброй женщины. В ту пору, эта добрая женщина пришла с детьми к дубу: послушать листву, птиц, поиграть с бабочками. Она пела вместе с детьми веселые и ласковые песни. Их звонкий смех привлёк внимание Музы, и она решила спуститься поближе. Она перелетела с облачка к дубу и хотела, как обычно, спрятаться в его густой листве. Но там была ловушка, в которую Муза и попала! Она запуталась своими нежными крылышками в сетях, и горько заплакала. Добрая женщина с детьми услышала плач и обеспокоено спросила: «Кто это плачет, могу ли я чем-нибудь помочь?»
- О, да, добрая женщина! Посмотри наверх, в листву…
Женщина посмотрела наверх и увидела воздушное крошечное существо, застрявшее в сети.
- Сейчас, я тебе помогу.
И женщина быстро и бесстрашно поднялась по веткам на верхушку дуба. Там она распутала сети и выпустила Музу на волю. Но Муза не улетела сразу.
- Кто ты? – спросила добрая женщина.
- Я – Муза по имени Алеона. Я та, кто помогает сочинять стихи и музыку. Спасибо тебе за помощь, добрая женщина. Я очень часто вижу тебя с детьми здесь в лесу. Скажи, как я могу тебя отблагодарить за твоё доброе сердце?
- Ну, что ты, - засмущалась женщина, - я это сделала не для благодарности, а от души.
- Да, я это вижу, у тебя действительно доброе, любящее и бескорыстное сердце. И за это я тебя отблагодарю по-своему. Я сделаю твоих детей талантливыми композитором и поэтом. Им достаточно будет произнести моё имя и я сразу прилечу к ним на помощь. Их песни будут известны на весь мир. Твой сын станет великим композитором, а дочь – известной писательницей и сказительницей. Ты наградила их таким же добрым сердцем, как и у тебя. Будьте счастливы.
И Муза Алеона улетела. Всё случилось так, как она и предсказала: дети доброй женщины дарили всю жизнь своё творчество людям, и оно не иссякало.
А жадный и злой Трифон от зависти почернел и умер. Но никто не заметил этого.
С тех пор в этом городе звучала такая прекрасная музыка и стихи, что люди просто забыли, что такое зло. Они дарили друг другу только Любовь, Добро и Свет своей Души.
Попробуй позвать свою Музу…
А дальше можно ещё раз, уже без сказки уточнить, что Музы, это на самом деле живые существа, похожие на Дюймовочку с крылышками, как у мотылька. Они помогают с большим удовольствием. Чем чаще мы к ним обращаемся, тем легче нам их «услышать». Муза диктует нам текст и он рождается в нашей голове, как свои мысли. Многие поэты, композиторы, писатели не отдают себе в этом отчета. Однако, говорят: «Меня вчера посетила Муза, и я написал новое произведение». Так давайте учиться работать с этими удивительными и доброжелательными существами.
Сначала определимся, где же находятся те облачка, на которых живут Музы. Представьте у себя над головой перевернутого человечка. Если вы мысленно «подниметесь» на уровень горла этого перевернутого человека, то как раз и попадете в гости к своей Музе. Спросите, как её зовут – у них очень певучие и не совсем обычные имена. Старайтесь поменьше называть имя своей Музы другим людям. Музы не очень любят этого. И теперь, когда вам захочется, вы можете позвать Музу по имени и попросить у неё помощи в творчестве, например: «Муза (имя), прошу твоей помощи в написании стихов». И обязательно поблагодарите её за помощь после работы. Будьте уважительны!
Далее можно поиграть с детьми в игру «Буриме». Выходите на уровень горла перевернутого человека и говорите любое слово, а ребенок должен подобрать рифму (чем больше, тем лучше). И наоборот: ребенок говорит слово, а Вы (слушая Музу) подбираете рифму. Постепенно, освоив слова, вы начинаете работать строками, например: «В «Буриме» играют дети – сочиняют всё на свете».
Такие сказки, стихи, истории дети смогут и сами рассказывать. Надо только успевать их записывать. И ставить по их содержанию спектакли, вместе с взрослыми. Сказки будут нравственной направленности, а нашим взрослым это как раз не помешает. Так наши дети будут нас учить. И спасибо им за это большое.
|