Уважаемые взрослые! Если Вы читаете эту страничку, значит Вы любите своего ребенка настоящей Любовью. И Вы хотите, чтобы Ваше сокровище выросло добрым, светлым человеком, наполняющим вокруг себя всё пространство Любовью и Добротой. Мы сделаем всё, чтобы Ваши и детские вопросы не оставались без ответов: пишите, звоните, задавайте вопросы на любые интересующие Вас темы в отношении детей.
Сегодня мы предлагаем Вам фрагменты из книги известного педагога-новатора, руководителя Международного Центра гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».
* * *
- Дети, дети, куда вы нас тащите?
- К Свету!
- А где он?
- Мы вам дорогу покажем!
- Это далеко? Может быть не надо?
- Следуйте за нами, надо спешить, пока не наступила тьма!
* * *
Почему рождаются дети? Чтобы мы их воспитывали и делали такими же, как мы сами? Такому рождению поколений нет смысла.
Они рождаются не для того, чтобы мы их воспитывали и уподобляли самим себе, а для того, чтобы исправить наши ошибки и вернуть человечество на Путь Истины. Мы потеряли Путь, нужен проводник.
Каждый ребенок – возрождённое новое бытие, а дети – это народ, действующий в Истине. Мы, конечно, будем их воспитывать и образовывать. Но что есть для нас воспитание и образование? Наша самость и наше самомнение не замедлят ответить: передача молодому поколению накопленных человеческих знаний и, таким образом, подготовка их к жизни.
Но если мы, незаметно для себя, потеряли Путь? Какими будут тогда наши воображения о жизни, для которой готовим своих сыновей и дочерей? Как нам удостовериться, что мы их готовим к жизни, а не впутываем в наши недоразумения?
Относительность земных знаний и без того известное явление. Её можно уменьшить лишь истинной правдивостью. Но правдивость, говорят нам, можно осознать лишь духовностью. Но как быть, если мы сами тонем в коварном болоте материального мира и забываем о духовном? Какие ценности жизни мы станем возвеличивать в умах и сердцах растущих людей?
Хорошо, что многие, очень многие понимают, что детей нужно воспитывать и образовать совершенно по-другому.
Во-первых, нельзя навязывать им наши мысли и устремления и заклинать их, чтобы они шли по нашим стопам.
Во-вторых, надо верить, что пришли они в этот мир со своими мыслями, которые более возвышены, чем наши.
В-третьих, надо увидеть в них спасателей, перед которыми мы, как блудные отцы, искренне каемся.
В-четвертых, мы должны отчитываться перед ними, как мы рулили жизнь и почему сейчас сидим на мели.
В-пятых, надо уметь самому обновляться, чтобы с ними вместе составить мощную волну прогресса.
Сказано: «Когда творите новое, зовите детей. В них законное начало дела».
* * *
У вас родился ребенок?
Поздравляем вас!
Весь мир, весь космос поздравляет вас!
В нашей земной жизни, в жизни Вселенной произошло ещё одно чудесное событие: пришел новый Путник Вечности.
Скажет мудрец: «Блаженна мать, открывшая полог свету и поднёсшая первый цветок!»
И даст он напутствие: «Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: «Ты всё можешь».
А другой мыслитель предупредит вас:
«Ваши дети – не дети вам…
Они приходят благодаря вам, но не от вас.
Вы можете дать им вашу любовь, но не навязывать ваши мысли.
Ибо у них есть свои мысли…
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь их сделать похожими на себя.
Ибо жизнь не может идти вспять и задерживаться на вчерашнем дне.
Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит цель на пути Бесконечности и наделяет вас своей силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко.
Пусть вам стрела несёт радость».
* * *
Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребенок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
Он путь для мира, также как мир есть путь для него.
И не сравнивайте его душу с его телом: он младенец не душою, а телом. А душою он – носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности.
В нем предназначение, миссия.
Служение своей миссии даст его духу восхождение. Ибо служение его есть щедрая отдача даров духа.
Служением слагается эволюция человечества.
В ребенке – Чаша Познаний.
В теле его – вся мудрость Матери Природы.
В ребёнке – Слово, которое было в Начале.
Он создан, чтобы творить Божью Волю – сеять Добро и орошать его Любовью.
Он такой.
И каждый, кто воспитывает ребенка, будет соработником у Бога.
Мыслитель предупреждает: «Мужи мудрейшие, ваши усилия будут тщетны, если не протянет вам руки женщина и не возрастите поколение героев».
* * *
Если человек сотворен по подобию Бога, что же есть тогда образование?
Образование есть раскрытие образа Бога в ребёнке.
Оно есть устремлённость к познанию человеком своей духовной сути.
Оно есть понимание пути к бессмертию, пути в Беспредельности.
Оно есть устремлённость к Свету.
Оно есть живое познание на основе расширения сознания.
Оно есть устремление к преобразованию жизни на Земле, возвышение её, направление к торжеству прекрасного.
Образование возвеличивает общее благо.
Образование есть торжество Света на Земле.
Образование будит крылатого ребенка, раскрывает его Чашу, учит летать высоко, далеко, со скоростью мысли.
Почему летать, а не ходить?
Потому что такова наша духовная природа, в ней все качества Космоса.
А тот, кто умеет летать, одухотворяет и земную жизнь, делает её более прекрасной и богатой.
Значит, и более счастливой и для себя, и для людей.
* * *
Не секрет, что дети получают крайне разное по своему качеству воспитание. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен.
Жизненную направленность и судьбу каждого ребенка во многом определяют его родители и педагоги, но далеко не все из них способны развить в нем стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз такой случай, когда одного желания воспитать человека явно мало.
В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения относительно воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и планомерно, а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. При недостаточной работе с детьми (и родителей над собой) воспитание постепенно приобретает насильственно-принудительный и карающий характер. При этом родители утверждают, что всё делают для ребенка от большой «любви», желая ему «добра». А какая она, настоящая Любовь, объяснить затрудняются. И как они определили, что для ребенка «добро»? И почему именно «такое» направление в общении с детьми им диктует их любовь, родители тоже не могут разъяснить. Так чем же продиктована форма общения родителей и детей, какие мотивы должны быть приоритетными в выборе форм воспитания и развития детей? Это мы и предлагаем выяснять в наших беседах с вами, уважаемые Любящие родители.
Без рассмотрения скрытых основ жизни, лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла. Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра и других нравственных категорий, вдохновить его на действенное стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого стремящегося ждет таинственный, наполненный чудесами и возможностями, сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка в воспитании. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известно своими трудностями и ограничениями.
Желание ребенка когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является огромным стимулом для его длительной и кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная», а активно используемая память души помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и порой верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется взращиванием у ребенка жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого рассудка и воли высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные земные очертания. Попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто перестанет летать душой.
По материалам книг Е.И.Аноповой «Третий Луч. Путь к новой
Эре», Ш.Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать!»,
М.А.Андрианова «Философия для детей».
Дорогие родители, бабушки и дедушки, все, кому интересны эти разработки: ждем ваших вопросов и отзывов. Если вам интересны эти темы, если хотите прочитать продолжение, задать вопрос на тему воспитания и развития ваших детей – звоните, приходите к нам, мы с радостью поможем и продолжим наши беседы на этих страницах. Терпения вам и понимания в нелегком пути воспитания детей!
Приходите: Москва, м.Савёловская, далее пешком 7 минут по направлению к Бутырскому рынку, ул. 2-ая Квесисская, д.9, офис 10, Фонд поддержки и развития детей и юношества «Дети – будущее». Вход книжного магазина «Точка Фортуны».
Звоните по тел.685-69-89; 685-48-75.
|